Рейтинг аптечных сетей по итогам 2020 года

2021-02-25

 

Аналитическая компания RNC Pharma опубликовала рейтинг аптечных сетей России по итогам 2020 года. В текущем году общее количество аптек заметно сократилось, фактически откатившись к показателям июля 2019 года. Однако, продажи аптечных сетей России в 2020 году выросли в денежном эквиваленте на 14% до 1,5 трлн руб

2020 год в фармретейле можно ознаменовать четырьмя главными событиями, повлиявшими на рейтинговые показатели отрасли: маркировка ЛС, быстрая трансформация рынка в сторону онлайна, резкий скачок развития аптечных ассоциаций.

 

 

 

Маркировка и сбои

 

С первого октября маркировка стала обязательной – это привело к коллапсу. Ее внедрение совпало с пандемией и кризисом. В результате оператор системы МДЛП (мониторинг движения лекарственных препаратов), в которой должна сходиться вся информация о движении препаратов по России, оказался не готовым к единовременным масштабным нагрузкам. В результате чего практически во всех регионах России возник дефицит лекарств. Некоторые аптеки не могли поддерживать даже минимальный ассортимент, из-за чего их начали штрафовать. В качестве принятых мер по устранению неполадок было введено правило 15 минут, которое разрешило не дожидаться подтверждения приёмки товара от поставщиков. Такие сведения должны автоматически подтверждаться самой системой при помощи проверки кода товара и данных участника. Данные меры обещают действовать до 1 июля 2021 года.

Все в онлайн

Рассматривая события, повлиявшие на аптечную розницу, нельзя упустить из виду стремительного развития онлайн сегмента. Общий объем онлайн-продаж или бронирования продукции аптечного ассортимента в России по итогам первых двух кварталов 2020 года оценивается в 63,8 млрд руб. Более 73% от этой суммы приходится на игроков, входящих в ТОР15 на розничном фармрынке.( RNC Pharma, ТОР-15 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-2 кв. 2020 г.)

Однако в этой теме до сих пор множество жестких государственных ограничений и условий, которые не под силу выполнить малому и среднему сегменту фармотрасли. Кроме того, до того момента, пока к дистанционной торговле не будут допущены рецептурные ЛС, онлайн не сможет составить достойную конкуренцию традиционной оффлайн продаже медикаментов.

 

 

Ассоциации и аптечные сети

 

За последний год доля маркетинговых объединений на рынке фармрозницы выросла почти в три раза — до 32,7%.

По состоянию на 1 ноября 2020 года в нашей стране насчитывалось 67,6 тыс. аптечных учреждений. В различных организациях ассоциативного формата состояло 22,7 тыс. уникальных аптек, это 33,6% от общего количества аптечных учреждений в России.

В рейтинге RNC представлены ассоциации различного организационного формата: независимые объединения, дочерние компании крупного дистрибьюторского звена и аптечные сети смешанного типа. Независимые ассоциации - отдельные структуры, работающие независимо от крупного фармацевтического бизнеса. Зависимые от крупного дистрибьютора – объединения, созданные крупными фармацевтическими дистрибьюторами. Аптечные сети смешанного типа – ассоциации, созданные аптечными сетями, к которым примыкают сети-партнеры. Такие ассоциации имеют лидирующий пул собственных аптек.

Небольшие аптечные сети чаще вступают в аптечные аптечные ассоциации, а некоторые формируют партнерства, которые ведет одна управляющая компания с единой стратегией.

«Ирис» сформирована совместно четырьмя крупными сетями: «Фармакопейка», «Твой доктор» & «Здесь Аптека», «Фармани» & «Аптечество» и «Ставропольские городские аптеки»

«ИДЕЯ» объединяет сети «Родник здоровья», «ЛекОптТорг» и «Аптека для бережливых».

Аптечная сеть «ВекФарм» создана оптовым дистрибьютором товаров медицинского назначения, компанией «ВЕКЛАЙН» и собственниками частных аптек «Векфарм»

Наибольший рост показали независимые от дистрибьюторского звена ассоциации.

Прирост аптечных точек у «Медико-фармацевтического объединения» вырос с 4,4 тыс. годом ранее до 5,3 тыс. за отчетный период.  

Игроки розницы связывают активный рост именно данного типа объединений с тем, что независимые ассоциации обладают большей прозрачностью, в силу того, что у зависимых –  ассоциация не главное направление деятельности, а лишь подспорье для основного крупного бизнеса.

 

 

Как отразятся на аптечной рознице перечисленные события в долгосрочной перспективе, мы пока можем только догадываться. В основном развитие ситуации будет зависеть в своем большинстве от государственного регулирования.

 

 

Источник: http://rncph.ru/news/19_02_2021