Партнерство МФО: новые возможности для аптечных сетей

2019-04-11

На сегодняшний день глобальная консолидация и объединение игроков фармацевтической отрасли - необратимая реальность, которая стала устоявшейся тенденцией.

Крупные аптечные сети увеличивают количество точек за счет приобретения одиночных аптек и небольших аптечных сетей. Ситуация такова, что лидеры консолидируют уже 42% рынка. Если в рейтинге учитывать ассоциации, то топ 300 аптечных сетей консолидируют 90% рынка.

Анализ ситуации на фармацевтическом рынке в 2018 году показывает продолжающуюся тенденцию к объединению средних и крупных (от 1000 точек) игроков отрасли, что еще больше усиливает их позиции и осложняет положение небольших аптечных сетей. Также прослеживается устойчивый тренд в создании зависимых аптечных объединений на базе крупного дистрибьютора.

Становится трудно выживать не только одиночным аптекам и мелкосетевой рознице, но уже и «среднему» сегменту бизнеса.

Каждая компания ищет свой путь выхода из сложившейся ситуации. И решения некоторых компаний могут влиять не только на отдельный сегмент, но и на ситуацию фармацевтического рынка в целом.

Маркетинговые ассоциации и объединения продолжают являться «подушкой безопасности» для локальных игроков, которые преследуют цель сохранить свою конкурентоспособность, оставаясь финансово и юридически независимыми.

Лидер среди независимых маркетинговых ассоциаций России - «Медико-фармацевтическое объединение» представило новые возможности для средне-крупных локальных аптечных сетей в рамках программы партнерства. В отличие от классического членства в ассоциации, партнерство включает набор эффективных инструментов по увеличению доходности сетей, и направлена на 2 основополагающих фактора - увеличение выручки сети с помощью технологических современных решений, а также увеличение прибыли сети путем увеличения фронт- и бэк- маржи. Фронтальная маржинальность поддерживается несколькими факторами, в т.ч. оптимизацией закупочных цен, т.к. партнеры получают возможность совместных закупок торгового оборудования и совместных закупок товаров аптечного ассортимента.

Часть новых опций реализовано на площадке агрегатора интернет-заказов «Аптека для людей». В этот формат входят интернет-заказы товаров аптек-партнеров и совместное интернет-продвижение партнеров как в интернете, так и на наружной рекламе соответствующей партнеру локации или на общественном транспорте в партнерстве с «Аптекой для людей».

Блок развития третичных продаж в аптеках в партнерстве с «МФО» представлен акционными мероприятиями, направленными на конечного потребителя, качественным категорийным менеджментом, проработанными трейд- маркетинговыми программами, совместными и индивидуальными картами лояльности, а, при необходимости, помощи партнеру в области программного обеспечения.

Партнерство, представленное МФО - это новый вариант совместной работы средних и крупных региональных аптечных сетей, который продиктован требованиями рынка в современных реалиях и может использоваться аптечными сетями вне зависимости от работы в маркетинговой ассоциации МФО.