С нами уже более 2000 аптек в 5 федеральных округах!

Вход на сайт



Динамика фармацевтического рынка 2014-2016. Мнения экспертов

20 июня

Кризис  в нашей стране продолжается, и это не могло не отразиться на малом фармацевтическом бизнесе.

Что рассказали ТОП-менеджеры крупных локальных аптечных сетей Северо-Западного федерального округа по итогам 2015 года и первого полугодия 2016?

Ниже, в кратком виде, приведены обобщенные данные интервьюирования директоров или руководителей отделов маркетинга всех крупных локальных игроков фармацевтического рынка, входящих в наше объединение Северо-Западного федерального округа.

1  Ценовая политика

 Конечно, прежде всего всех волнуют вопросы уменьшения покупательской способности населения и повышения цен на товары аптечного ассортимента, в т.ч. на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). Все интервьюеры отметили рост цен примерно на 20%, при этом покупательский спрос падает примерно на 10%, люди стараются идти в аптеку только в случае крайней необходимости!

 Рост цен аптечные сети связывают с повышением цен производителями и, как следствие, дистрибьюторами. При этом многие аптеки-дискаунтеры (аптеки низких цен) вынуждены были уменьшить свою наценку на 2-3%, чтобы выручка осталась хотя бы на уровне 2014 года. Покупателей стало меньше на 5-10%, но средний чек изменился при этом по-разному. У некоторых упал на 15-20%, а у некоторых увеличился на 5-10%. Люди приобретают только самое необходимое и отдают предпочтение более дешевым товарам. В целом, это приводит к снижению рентабельности малого аптечного бизнеса и создает выгодные условия для увеличения доли рынка крупных сетевых ритейлеров.

 2. Государственное регулирование и импортозамещение

 Фармацевтических бизнес является одним из самых зарегламентированных видов бизнеса. Поэтому для оценки изменений фармацевтической сферы очень важно понимать, насколько изменилась законодательная нагрузка на аптеки. В части государственного регулирования фармацевтического бизнеса ТОП-менеджеры отмечают проблему минимального ассортимента, который постоянно расширяется и ложится дополнительной нагрузкой на аптеки. Далеко не каждой компании целесообразно его поддерживать, так как зачастую многие препараты, входящие в этот список, лежат до окончания срока годности и становятся дополнительными издержками аптек.

 Интересно отметить, что аптечные сети готовы приобретать отечественные препараты вместо импортных в том случае, если российские производители будут вкладывать средства и силы в профессиональное продвижение этих препаратов для создания спроса со стороны покупателей. Как отмечает большинство респондентов, розница отдает предпочтение тем товарам, на которые есть спрос, а хорошим спросом на свои препараты может похвастать далеко не каждая отечественная компания.

 3  Конкуренция и маркетинг

 Но какие механизмы делают препарат востребованным?

По мнению наших респондентов, среди наиболее эффективных инструментов можно выделить акцию на конечного потребителя "1+1". Она особенно эффективна в случаях, когда возможно осуществить замену одного препарата другим. Также к эффективным методам продвижения относят маркетинговые договоры и ТВ-рекламу.

 Все респонденты отметили, что конкуренция в фармацевтической сфере стала ощущаться острее, главным образом за счет агрессивной политики федеральных аптечных сетей. Они увеличивают свое присутствие, поглощая локальных игроков или выдавливая их с рынка. Еще одна сложность для малого фармацевтического бизнеса состоит в том, что федеральные аптечные сети позволяют себе устанавливать на некоторые препараты закупочные цены, проводя какие-либо акции с производителями или даже работая в убыток, ради победы в конкурентной борьбе за покупателя с локальными аптечными сетями, где этот же товар со стандартной наценкой. Продажи локального игрока при этом падают и многие товары замораживают оборотные средства или превращается в дополнительные издержки по истечении срока годности.

 

Прогнозы на будущее

Руководители аптечных сетей смотрят на текущий год без излишнего оптимизма. Есть общее понимание, что он будет сложным, но не катастрофичным. Есть и аспекты, по которым среди руководителей малого аптечного бизнеса мнения разделились.

 Кто-то считает, что продажи в текущем году упадут на 10% в натуральном выражении (упаковках), но останутся прежними в денежном.

 Другие прогнозируют увеличение продаж и количества покупателей на 10%.

 Общим остается убеждение, что количество аптек будет неуклонно расти за счет открытия новых точек федеральными аптечными сетями, слияний и поглощений. Конкуренция будет ужесточаться, и локальным игрокам будет все труднее оставаться на плаву.

Динамика изменений отражена на схеме:

ФАРМ СФЕРА СЗФО